Повышение квалификации в области госзакупок

Для того чтобы сегодня оставаться успешным и востребованным специалистом на рынке труда, необходимо совершенствовать свой деловой статус, или, говоря иначе, постоянно повышать уровень своих профессиональных компетенций. Существенную роль в этом вопросе может сыграть получение дополнительного профессионального образования.
На сегодняшний день различные виды дополнительного профессионального образования посредством реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) осуществляет широкий ряд государственных и негосударственных образовательных учреждений, предлагающих образовательные услуги для специалистов бюджетной сферы, а также коммерческих  (внебюджетных) организаций.
В настоящей статье рассмотрен порядок и сроки прохождения обучения с целью повышения квалификации специалистами контрактной системы в сфере государственных закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также порядок повышения квалификации государственных гражданских служащих по ряду дополнительных профессиональных образовательных программ, в том числе в области контрактной системы в сфере закупок.
Рассмотрим подробнее, что же из себя представляет повышение квалификации.
Повышение квалификации — это прежде всего обучение специалистов, направленное на обновление теоретических знаний и практического опыта в связи с повышением требований к уровню имеющейся квалификации, а также необходимостью освоения специалистами современных методов решения стоящих перед ними профессиональных задач.
Кроме того, в отдельных случаях повышение квалификации — законодательно обусловленная необходимость.
Так, ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности. В данном случае речь идет об обязательном повышении квалификации в соответствии с требованиями законодательства РФ (например, медицинских, педагогических и некоторых других категорий работников).
Что же касается обучения специалистов, занятых в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отметим, что в самом Федеральном законе № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) есть норма о преимущественном включении в состав комиссии заказчика лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок (ч. 5 ст. 39 ФЗ № 44).
Отметим, что повышение квалификации специалистов, в том числе в сфере государственных закупок,  может проводиться с отрывом от работы, без отрыва от работы (в случае применения образовательным учреждением технологии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (ДОТ), с частичным отрывом от работы, а также по индивидуальным формам обучения.
Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной образовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
Стоит также обратить внимание на ч. 23 ст. 112 ФЗ № 44, согласно которой до 1 января 2017 г. работником контрактной службы (контрактным управляющим) может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, то есть лицо, проходившее обучение согласно действовавшему до 1 января 2014 г. Федеральному закону от 21.07.2005 г.  № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Из сказанного следует, что до 1 января 2017 г. прошедшими специальное обучение (курсы повышения квалификации) в рамках действия ФЗ № 44 в обязательном порядке должны являться также работники контрактной службы (контрактный управляющий) заказчика.
Порядок повышения квалификации в области государственных закупок, а также выдача удостоверяющих прохождение указанного вида обучения документов находятся в ведении государственных надзорных органов и регламентированы соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, согласно п. 1 ч. 10 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. С 1 сентября 2013 г. документом, подтверждающим повышение квалификации, является удостоверение о повышении квалификации.
В начале текущего года в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок, а также надлежащего исполнения и развития норм ФЗ № 44 (в частности ст. 9 названного закона) Министерством образования и науки РФ совместно с Министерством экономического развития РФ были представлены предложения по формированию системы подготовки кадров и государственной аттестации в сфере закупок.
Совместным письмом Минэкономразвития РФ № 5594-ЕЕ/Д28и и Минобразования РФ № АК-553/06 от 12 марта 2015 г. в адрес организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным программам повышения квалификации в сфере закупок, были направлены Методические рекомендации по реализации дополнительных программ повышения квалификации в сфере закупок (далее — Методические рекомендации).
В письме отмечено также, что Методические рекомендации могут быть использованы заказчиками при закупке ими образовательных услуг.
Что касается сроков и периодичности прохождения обучения с целью повышения квалификации, отметим следующее.
Согласно действовавшему ранее Постановлению Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности работника. При этом периодичность прохождения отдельными специалистами повышения квалификации устанавливалась работодателем самостоятельно.
В п. 2.8. Методических рекомендаций отмечено, что обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года, причем для всех категорий обучающихся. 
Относительно дополнительных образовательных программ, в соответствии с которыми образовательными учреждениями осуществляется обучение (повышение квалификации), следует отметить, что такие программы разрабатываются и утверждаются  образовательными учреждениями самостоятельно с учетом требований действующего законодательства к уровню подготовки специалистов соответствующей области. Кроме того, при разработке программ повышения квалификации образовательные учреждения, как правило, ориентируются на объективный уровень потребностей заказчиков, направляющих своих сотрудников на обучение.
Обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в сфере закупок рекомендовано реализовывать в очной и очно-заочной форме (п. 2.5 Методических рекомендаций).
Реализация программ повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (п. 14 ст. 76 ФЗ № 273).
Примечательно, что ни ФЗ № 44, ни ФЗ № 273 не содержат требований относительно объема часов, минимально необходимого для повышения квалификации специалистов контрактной системы в сфере закупок. Однако обратимся к приказу Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (далее — Приказ № 499).
В п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее — Порядок), утвержденного Приказом № 499, говорится о том, что срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе; при этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов.
В то же время в п. 2.3. Методических рекомендаций содержится указание на то, что минимальный срок освоения программ вне зависимости от используемых технологий обучения рекомендуется устанавливать в объеме не менее 108 академических часов (за исключением реализации образовательных программ в целях обучения руководителей организаций — заказчиков, для которых минимальный срок обучения по таким программам может быть снижен до 40 часов).
Кроме того, итоговую аттестацию по программам повышения квалификации рекомендуется предусматривать в форме экзамена (тестирования) и (или) защиты итоговой работы (за исключением реализации образовательных программ для руководителей организаций — заказчиков, для которых итоговую аттестацию рекомендуется предусматривать в форме экзамена (тестирования).
Требования к содержанию, объему и структуре итоговых работ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 4.4. Методических рекомендаций).
Что касается повышения квалификации государственных служащих, обратимся к ч. 5 ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», где  установлено,  что повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. В связи с тем, что законодателем не установлено иное, на такую периодичность нужно ориентироваться и при направлении на обучение с целью повышения квалификации государственных гражданских служащих, занятых в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, Постановлением РФ от 06.05.2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» (далее — Постановление № 362) утверждены государственные требования в том числе к повышению квалификации государственных гражданских служащих (далее — Требования).
Так, в указанных Требованиях отмечено, что повышение квалификации гражданских служащих может осуществляться в целях освоения ими актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности. Объем освоения обучающимися дополнительной профессиональной программы в этом случае может составлять от 18 до 72 академических часов.
При этом абз. 2 п. 17 Порядка, утвержденного Приказом № 499, определено, что для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Если же в отношении гражданских служащих возникает необходимость  комплексного обновления знаний по ряду вопросов в установленной сфере их профессиональной служебной деятельности, повышение квалификации должно быть осуществлено в объеме от 73 до 144 аудиторных часов.
 
Примечание. Аудиторная работа — разновидность контактной работы обучающихся с преподавателем, включает в себя занятия лекционного вида и (или) занятия семинарского вида, и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации обучающихся (п. 2.5 Методических рекомендаций).
Таким образом, в зависимости от выбранной разновидности повышения квалификации объем освоения обучающимися, являющимися государственными гражданскими служащими, дополнительных профессиональных образовательных программ может составлять от 18 до 144 академических часов.
По окончании обучения лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 3 ст. 60 ФЗ № 273).
Таким образом, при отсутствии федеральных государственных стандартов и требований в отношении дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд образовательные учреждения, на базе которых осуществляется повышение квалификации, наделены правом самостоятельной разработки содержания указанных программ с различным количеством учебных часов. Однако при этом необходимо учитывать, что в соответствии с принятыми Методическими рекомендациями минимальный срок освоения таких программ должен составлять не менее 108 часов (за исключением случаев, о которых говорилось выше).
Подводя итоги всему сказанному, можно сделать вывод о том, что программы повышения квалификации в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд объемом 72 часа подходят только для обучения  специалистов компаний-поставщиков. Для специалистов организаций-заказчиков, в том числе специалистов, являющихся государственными гражданскими служащими, проходящими обучение по дополнительным образовательным программам, должно быть предусмотрено повышение квалификации объемом не менее 108 часов (для руководителей — не менее 40 часов).
Кроме того, в связи с интенсивным уровнем изменения российского законодательства, в том числе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, необходимо своевременное и качественное обновление знаний специалистов соответствующей сферы. Поэтому повышение квалификации действующего кадрового состава рекомендуется осуществлять не реже одного раза в три года.

По всем вопросам обращайтесь:По телефону: 8 (903) 301-20-85, E-mail: samara@vektor-test.ru


Заказать этот документ?

ЗАКАЗАТЬ ЭТОТ ДОКУМЕНТ